Лекция №7. Административно-правовая и уголовно-правовая формы защиты трудовых прав. Исполнение исполнительных документов в сфере труда.

Права и свободы человека и гражданина, в том числе и социально-экономические, должны быть надежно защищены. Одно лишь конституционное провозглашение прав и свобод, и даже обеспечение их посредством нормативного регулирования еще не гарантирует их реализаций. Требуется определенный механизм их защиты, наличие юридической ответственности за несоблюдение прав и свобод, в том числе трудовой сфере. 

В кодексе РФ Об административных правонарушениях вопросом административной ответственности за посягательство на права граждан посвящена глава 5. Статьи 5.27-5.32 Кодекса касаются мер административного воздействия на нарушителей трудовых прав граждан. 

Статья 5.27. предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда, то есть за нарушение тех норм, которые перечислены в ст.5 Трудового кодекса РФ. Такие нарушения могут осуществляться как умышленно, так и по неосторожности в формах: 
• несоблюдения, 
• ненадлежащего соблюдения, 
• либо в форме совершения действий (бездействий) прямо запрещенных законодательством о труде или об охране труда.

Указанное административное правонарушение влечет за собой административный штраф, а при неоднократности - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. 

Положения ст. 5.28. предусматривают административную ответственность за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушении установленного срока их заключения. 
Ответственность в этом случае несет работодатель или лица, его представляющие, если 
• они уклоняются от участия в переговорах о заключении, изменении, дополнении коллективного договора, соглашения 
• либо нарушают сроки проведения переговоров, 
• а равно не обеспечивают работу комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сроки. 

Стороны, получившие письменное уведомление о начале таких переговоров обязаны в семидневный срок начать переговоры. 

В течение трех месяцев до окончания срока действия коллективного договора, соглашения любая из сторон вправе направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора или соглашения. Если руководитель уклоняется от разрешения этих вопросов в срок, то он может быть привлечен к административной ответственности. 
Наказанием за такое правонарушение является штраф. 

Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществление контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, совершенное работодателем, влечет за собой также административную ответственность, как это указано в ст. 5.29 кодекса РФ Об административных правонарушениях. 

Трудовое законодательство требует от органов исполнительной власти, местного самоуправления и представителей работодателя предоставления имеющейся информации, необходимой для коллективных переговоров. Если же работодатель, лица, его представляющие, должностные лица органов исполнительной власти и муниципальных органов уклоняются от выполнения такой обязанности (пассивной или активной форме), то это влечет за собой наказание в виде административного штрафа. 

Ст. 5.30 предусматривает административную ответственность за отказ от заключения коллективного договора. 
Ответственность в этом случае будет нести работодатель (его представитель). Наказание за такое правонарушение установлено в виде административного штрафа. 
За нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению также влечет за собой административную ответственность и наказывается административным штрафом. 

Следует отметить, что невыполнение коллективного договора, соглашения влечет за собой более ощутимые последствия по сравнению с невыполнением отдельных положений такого договора, а потому обладает большей степенью общественной опасности и влечет за собой административную ответственность по ст. 5.31 кодекса РФ Об административных правонарушений. 
За невыполнение коллективного договора работниками административная ответственность не предусмотрена. 

Значительный интерес представляет собой положение ст. 5.32. Об административной ответственности за уклонение работодателя или его представителя от получений требований работников и от участия примирительных процедурах и за непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований либо за создание препятствий в проведении такого собрания (конференции). 
Трудовое законодательство обязывает работодателя создать необходимые условия для собрания или конференции, созванных в целях выдвижения требований и не допускает уклонение работодателя, его представителя от участия примирительных процедурах или от получения требований работников. Кодекс РФ Об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда. 


Рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере труда возложено на Государственную инспекцию труда и подведомственных ей государственных инспекциях труда, а в исключительных случаях (часть 2 ст. 5.27) на мирового судью. 
Принимаемые решения могут быть обжалованы в районный суд. 
В Уголовном Кодексе РФ вопросам уголовно-правовой защиты трудовых прав посвящены ст. 143,145,145-1, помещенные в Главе 19 особенной части, предусматривающей ответственность за преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. 

Как и Кодекс РФ Об административных нарушениях УК РФ рассматривает трудовые права как неотъемлемую часть прав, гарантированных Конституцией РФ. 
Ст. 143 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил охраны труда. Объектом данного преступления, то есть тем благом, которое защищает эта норма УК, является гарантированное ст. 37 Конституции РФ право на труд, в условиях, отвечающим требованиям безопасности и гигиены. Субъектом преступления является лицо, на которое возложены обязанности по соблюдению правил охраны труда (директор, начальник цеха, участка и т.д.). Потерпевшим выступает лицо, состоящее в трудовых отношениях с организацией, где допущены нарушения правил охраны труда, если в результате ему причинен физический вред. 
При нарушении правил охраны труда с последствиями в виде причинения тяжкого вреда здоровью предусмотрено наказание – штраф, исправительные работы, лишение свободы на срок до одного года, а при последствиях в виде смерти потерпевшего – только лишение свободы на срок до трех лет. 

Ст. 145 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3-х лет. 
Это преступление посягает на провозглашенное ст. 37 Конституции РФ права на труд. 
Обязательным признаком этого преступления является отказ в приеме на работу или увольнение вопреки требованию трудового закона и по мотиву единственно беременности или наличия у женщины малолетних детей. Субъектом данного преступления будет являться лицо, наделенное правом приема на работу и увольнения с работы. 
Ст. 145 УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа, или обязательных работ. 

Ст. 145-1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат в срок свыше двух месяцев. 
Такое преступление посягает на конституционное право гражданина на вознаграждение за труд, пенсионное обеспечение и право на образование. В этом случае ответственность будет нести руководитель предприятия, учреждения, организации, правда, только в случае его корыстной или личной заинтересованности. 
Такое деяние наказывается штрафом, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и даже лишением свободы – на срок до двух лет, а при наличии тяжких последствий – лишением свободы до семи лет. Вопрос о тяжести последствий решается судом, при этом учитываются продолжительность периода невыплат заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, а также количество потерпевших. 

В завершении анализа методов уголовно правовой защиты трудовых прав граждан следует также остановиться и на положениях ст. 136 УК РФ об уголовной ответственности за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, относящихся в частности и к трудовым правам граждан. 
За свершение действий (бездействий), направленных на дискриминацию, то есть нарушение прав гражданина, группы граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (например, отказ в приеме на работу по основаниям политических убеждений), предусмотрено наказание виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, либо лишения свободы на срок до двух лет. При совершении указанных действий (бездействий) с использованием своего служебного положения наказание увеличивается до пяти лет лишения свободы. 

Отдельно следует остановиться на принудительном исполнении юрисдикционных документов о восстановлении трудовых прав граждан. 
Принудительное исполнение судебных решений и иных исполнительных документов в Российской Федерации осуществляют судебные приставы-исполнители. 
В возможности принудительного исполнения исполнительных документов по трудовым делам заключаются определенные государственные гарантии того, что трудовые права гражданина будут реально восстановлены. 

Порядок принудительного исполнения исполнительных документов по трудовым делам (обычно это исполнительный лист или судебный приказ) подчиняется общим правилам принудительного исполнения, отраженным в Федеральном законе РФ «Об исполнительном производстве», хотя и имеет определенные особенности. 
Так, в соответствии со ст. 13 и 73 указанного закона исполнительный документ о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника исполняется немедленно, и в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен указать работодателю на необходимость немедленного добровольного исполнения исполнительного документа. В случае неисполнения на работодателя накладывается штраф, который всякий раз удваивается, а с виновного в неисполнении взыскиваются в пользу взыскателя средства за вынужденный прогул – в размере среднего заработка. При повторном неисполнении может быть внесено представление в органы прокуратуры на предмет возбуждения уголовного дела по ст. 315 УК РФ за неисполнение решения суда. Если восстановленный работник не допущен к выполнению своих прежних обязанностей, исполнительный документ считается неисполненным. 

Надо иметь ввиду, что судебному приставу-исполнителю поступает на исполнение исполнительные документы о восстановлении практически любых трудовых прав работника, обусловленных Трудовым Кодексом РФ и другими нормативными документами в области труда (например, о предоставлении льгот и преимуществ в связи с особыми условиями труда, о предоставлении очередного отпуска, об отмене дисциплинарного взыскания, о выплате заработной платы и т.д.). 
Как правило, осуществление должником – работодателем своих обязанностей по исполнению требований исполнительного документа о восстановлении трудовых прав заключается в издании соответствующего приказа и его точном исполнении. Выполнение таких обязанностей контролируется судебным приставом-исполнителем при исполнении исполнительного документа трудового характера. 

Следует учесть и то обстоятельство, что среди перечисленных в ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительных документов значатся не только исполнительные листы, выдаваемые судами на основании принимаемых судебных актов и решений межгосударственных органов по защите прав и свобод, не только судебные приказы, но и удостоверения комиссии по трудовым спорам, выданные на основании ее решений. 

От своевременного и четкого исполнения исполнительных документов, восстанавливающих трудовые права гражданина, во многом зависит эффективность деятельности всего правоохранительного механизма в трудовой сфере.

Возврат к списку

Содержание лекции